Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская
13.08.2012

В день памяти сщмч. митр. Вениамина Петроградского и иже с ним пострадавших Глава Тверской митрополии совершил богослужение в Вознесенском соборе г. Твери

13 августа в день Предпразднства происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня Глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию, а накануне всенощное бдение в соборе Вознесения Господня г. Твери.

Высокопроесвященнейшему Владыке сослужили секретарь Тверского епархиального управления, настоятель храма иеромонах Дионисий (Батраев), личный секретарь митрополита, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии иеромонах Иаков (Степкин), духовенство собора.

В этом году 13 августа исполняется 90 лет со дня мученической кончины митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Вместе с ним пострадали в этот день священномученик архимандрит Сергий (Шеин), миряне мученики Юрий Новицкий, Иоанн Ковшаров.

***

13 августа у православных верующих заговенье перед Успенским постом, который начнется 14 августа.

Заговенье — это последний день перед многодневным постом. В день заговенья еще разрешается вкушение скоромных продуктов — мяса, молочных продуктов, рыбы. В этот же день обычно принято готовиться к начинающемуся посту: планировать свои дела на постное время таким образом, чтобы выделить больше времени на молитву, чтение Писания и святоотеческой литературы, на посещение богослужений в храме. Кроме того, в этот день желательно посоветоваться со своим духовником о мере строгости поста, если это не было сделано ранее.

В этот же день вечером во многих храмах будет совершаться всенощное бдение под праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. С этого праздника начнется Успенский пост и продлится он до 27 августа.

Успенский пост – почти такой же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. Появляется много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда. Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. /Иерей Димитрий Карпенко/

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было добавлено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, чтобы христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным. /Иерей Михаил Воробьев/

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности, мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай. /Иерей Александр Рябков/

Фотогалерея

Информационная служба Тверской митрополии,
использованы материалы сайта «Православие и мир»



Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru