Идет загрузка...
Подождите!
Святые Хранители земли Тверской Патриарх Иов Святитель Арсений Священномученик Фаддей Нил Столобенский Макарий Калязинский Михаил Тверской Анна Кашинская
08.02.2013

Связать через творчество человека с Богом. Интервью руководителя Отдела культуры Тверской епархии.

Протоиерей Геннадий Ульянич: «Связать через творчество человека с Богом».

«Микросотами плетется большой мед?»

– Меня в большей степени волнует возрождение духовной песни. Раньше она была популярна в народе. Качество исполнения духовной песни требует очень многого от человека. Прежде всего – речь о свойствах личности, которая зависит и от душевных, и от сердечных, и от умственных переживаний. Необходим профессионализм, музыкальное, духовное образование. Это церковный жизненный опыт. Вот такая песня может претендовать на любовь православных людей, на то, чтобы стать культурно-миссионерским проектом. Потому что настоящая духовная песня — это миссионерская форма, которая может воздействовать на массу людей. Но добиться уровня, о котором я говорю, очень сложно.

Важно сейчас активно привлекать внимание федеральных телеканалов к просветительским мероприятиям, на которых звучат православные, духовно-патриотические песни. Но это одна сторона вопроса. Другая сторона в том, что, как говорится, «микросотами плетется большой мед». И естественно, посевы наши будут прорастать. Это уже не умрет. Россия сегодня запела, она будет петь и про Родину, и про Веру, и про святых.

Главный храм — храм человеческой личности

«Духовно-песенное творчество зародилось очень давно, этим средством пользовались святители Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин, и Дмитрий Ростовский, и, уже в наше время, протоиерей Николай Гурьянов. С другой стороны, с духовной песней в соработничестве всегда шла патриотическая песня, потому, что разорвать одно от другого совершенно невозможно. Слава Богу, что патриотические чувства наш народ сохранил. Но, когда мы возводим храмы, мы должны помнить о том, что главный храм — внутренний мир человека. И когда мы думаем о том, чем наполнится душа человека, мы понимаем, что необходимы современные средства, в том числе и телевидение, театры, концертные залы, в том числе и Соборные площади. А я застал время, в восьмидесятые годы, когда и говорить нельзя было, не то чтобы спеть публично. То, что мы сегодня дожили до такого времени, что можно об этом свободно говорить, — это, конечно, большое достижение наших современников, героев нашего времени.

С другой стороны, народ поет и будет петь — это однозначно. Вопрос в том, о чем. Раньше мы пели «я, ты, он, она, вместе — целая страна». Или — «не думай о секундах свысока». И это нас формировало. Сегодня мы, и я в том числе, как композитор, пытаемся обратить внимание в том числе и на советскую эстраду патриотическую, для того чтобы вобрать лучшее из композиторского и поэтического творчества тех времен. Но плюс — это те переживания, которыми я живу сегодня, это русское Православие, его возрождение, и на этом фоне важна популяризация очень многих произведений, которых не знает Россия. Я пою на стихи иноков, священников, святых, и не только русских. И то, что духовная поэзия скрывала себя в силу всех обстоятельств, это тоже правда.

Несомненно, что эти глубинные переживания периферийной России, а я тоже живу в периферийном городе, они очень дороги, потому что здесь сохраняется то, что в столичных городах уже утеряно. Это, прежде всего, здоровое отношение к культуре».

«Душа наша — по сути, христианка»

«Православная песня — это песня истинной любви. Но не той любви, которая превозносится, гордится, завидует, ищет своего. У нас все наоборот. Это песня любви. Это необязательно, что там должны быть слова Бог, грех. Это песня о любви к дому, о любви к матери, природе, своему краю. Православие там, где есть любовь. И мы сегодня имеем много православных, прекрасно понимая, что внешность не соответствует действительности. А православный — это тот, кто действительно умеет любить, кто умеет жертвовать собой. Душа наша, как Тертуллиан говорил, она, по сути, христианка. И через песню Господь может лечить наши раны душевные, сердечные и телесные.

Но, конечно, есть профессиональные рамки, через которые переступать опасно, если ты пошел в своем творчестве глубже, как некоторые наши известные артисты. Это очень известные люди. Они жили-жили, пели светские песни и вдруг их понесло в другие темы, религиозные, а в них они никак. Не понимают, но поют. И в такой ситуации присутствие духовенства необходимо, потому что мы не просто отстаиваем какие-то нормы, мы отстаиваем нормальную структуру жизни. Чтобы человек остался человеком, а не каким-то зомбированным фанатом».

Плакатные песни вызывают отторжение

«Вот я бываю на многих фестивалях, в том числе и не российских. Знаете, когда поют протестанты или баптисты, которые тоже пользуются этим средством, православные, которые присутствуют, сразу говорят: «Что это за люди такие поют? Явно не наши». То есть по духу определяют, что там нет Православия. Это как раз плакатные песни. И они тоже говорят от религии, о Боге, но в душе православного человека это вызывает полнейшее отторжение. Почему? Потому что Православие начинается со смирения. Вот мы перед вами, зрителями, сидим, мы совершенно не святые люди. Мы не о себе говорим, а о Христе и о тех людях, которые несут Христа. И в этом наша сила. Только мы начнем себя, родимых, поднимать.

А взять калик перехожих («калики перехожие» — старинное название странников, поющих духовные песни и былины — примеч. ред.), которые на улицах в песнях рассказывали простым людям о Николае Чудотворце, о том, что произошло в Арзамасе, Твери, Москве. Вот так все и пелось, не на сценах, конечно. И в горе люди собирали средства опять же через песенных людей.

И сегодня, конечно же, авторитетные музыканты могут влиять на многое. Я знаю многих музыкантов, которые просят за людей, просят за социальные проекты, за восстановление храмов. Но самое главное, конечно, в том, чтобы наш народ стал добрее, ибо «без Бога нация — толпа, объединенная пороком, или слепа или глуха, но что еще страшней — жестока. И кто б ни вышел здесь на трон, глаголет сим высоким слогом, толпа останется толпой, пока не обратится к Богу». Это иермонах Роман Матюшин.

Связать через творчество человека с Богом

Идеально то, что ближе к идеалу. Для нас идеал Христос, те человеческие качества, которыми наделен лучший человек. Это вера, надежда, любовь, кротость, смирение, милосердие — то, что не измеряется никакими материальными параметрами. От личных качеств миссионера зависит качество его проповеди. А пение перед всеми — это, в общем-то, проповедь, если она говорит о Боге, о Вере, о религии. Религия — это связь, и задача любого проповедника связать через свое творчество человека с Богом.

Некоторые думают, что для того чтобы петь духовные песни, не нужно учиться ни музыке, ни в семинарии, ни жизни, ничему. «Вот меня тут осенило, как пророка, и родилось что-то вроде озарения». Ничего подобного не бывает, все это выходит из громаднейшего жизненного опыта. Кто-то напевает для себя, а кто-то выступает перед всеми, и для того чтобы не быть позором, надо стяжать эти лучшие качества, а стяжаются они у Бога. Поэтому идеален тот, кто ближе к идеалу. А творчество, которое от идеала уводит его, — это не то творчество, которое нас интересует».

Вел беседу Олег Ларионов, корреспондент Информационно-аналитической интернет-платформы «Русь».

P.S.

Протоиерей Геннадий Ульянич начал заниматься музыкой в семилетнем возрасте в классе баяна музыкальной школы Тверского ДК «Химволокно». После окончания в 1986 году Тверского медицинского института работал по специальности и пел в церковном хоре Преображенского кафедрального собора г. Иваново. За религиозную деятельность был отправлен в Кинешму. После возвращения в 1989 году в Тверь пришел на клирос в Казанский собор пос. Власьево, в котором нашел и духовного наставника протоиерея Николая (Васечко), и стал священнослужителем. В 1998 г. по благословению архиепископа (ныне митрополита) Тверского и Кашинского Виктора был поставлен настоятелем храма преподобного Иосифа Волоцкого в пос. Сахарово Тверской области.

В творческом союзе с Натальей Балашовой, членом тверского отделения Союза композиторов России, написал ряд духовных песен на стихи православных священников. Этой работой заинтересовался Михаил Круг, который в 2000 году и стал продюсером первого сольного альбома отца Геннадия «Духовные песни». В 2002 году о. Геннадием была написана музыка 11 песен на стихи тверского священника протоиерея Иоанна Басюка, в 2003 году - еще 10 песен на стихи из сборника «Ангел апокалипсиса» инока Всеволода Филипьева. В 2000 году записан и выпущен первый сольный альбом, посвященный 730-летию святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.

Музыкальный альбом "Ангел покаяния"

Информационная служба Тверской митрополии
по материалам ИАИП «Русь»



Copyright 2009 УК “РегионИнвест”

Создано:
По вопросам, связанным с деятельностью сайта
и сотрудничеством, обращайтесь:
E-mail: 343738@mail.ru